Форум «Дни ритейла на Сахалине» собрал 427 участников – региональных ритейлеров, поставщиков потребительской продукции, экспертов рынка и представителей государственной власти. В день открытия на пленарном заседании обсуждали потребительские тренды, трансформацию ритейла и экономику Сахалинской области.
Сегодня государство заинтересовано в том, чтобы в каждом регионе росло количество торговых объектов, которые смогут закрыть потребности конечного потребителя. В этом вопросе Сахалинская область показывает один из лучших результатов.
«Система взаимодействия бизнеса и власти продемонстрировала себя очень достойно. Сахалин, являясь единственным островным регионом, не испытал серьезных проблем со снабжением. Сегодня мы все понимаем, что живем в особый период, когда идет вызов на все сферы жизни, в том числе и на торговлю. Сегодняшняя жизнь подтверждает, что торговля остается на передовой, и мы оперативно справляемся со всеми трудностям», – отметила министр сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Инна Павленко.
Более 15% жителей всего островного региона работают именно в торговле. В настоящее время на Сахалине действуют несколько механизмов, которые помогают не только бизнесу, но и потребителю.
Сахалинская область в последние годы смогла показать положительные результаты в развитии малого и среднего бизнеса. Один из подобных примеров – социальные магазины, которые расположены во всех муниципалитетах и пользуются большой популярностью среди населения, 40 наименований в них можно купить по сниженной цене с наценкой всего 15%.
Одна из ключевых задач в регионе, которую отметили все эксперты и которая требует срочного решения — это логистика. Правительство готово идти навстречу ритейлерам, по словам министра инвестиционной политики Сахалинской области Василия Грудева, одним из важных событий, способных изменить к лучшему вопросы логистики в регионе, стало подписание соглашения с ООО «УК «Дело». Новые партнеры займутся развитием транспортно-логистической сети в морских портах Сахалина – Корсакове и Холмске. Кроме того, компания примет участие в развитии грузоперевозок на паромной переправе Холмск – Ванино и каботажных перевозок.
Организаторы Форума: Минпромторг России, Правительство Сахалинской области и Российская Ассоциация экспертов рынка ритейла.
Генеральный партнер Форума – торговая сеть «Первый Семейный»
Прошедший в Южно-Сахалинске форум – второй в серии межрегиональных мероприятий. Вслед за Сахалином эстафету примет другая азиатская часть России: 26-28 октября в Новосибирске пройдут «Дни ритейла в Сибири».
СПИКЕРЫ КОММЕНТИРУЮТ:
Наталия Розанова, заместитель министра сельского хозяйства и торговли Сахалинской области: «Население сегодня доверяет нашей продукции. Большая часть товаров на рынке – это продукция местных производителей, которые сами все выращивают, добывают и перерабатывают. Большой популярностью пользуются именно социальные магазины, где жители могут купить 40 наименований по сниженной цене, наценка в них всего 15%».
Елена Семёнова, генеральный директор ТС «Первый семейный»: «Мы на Сахалине работаем больше 20 лет, мы местная региональная сеть. Сказать, что мы боимся, что сюда придут федералы, нельзя. Они уже лет пять нас пугают, что придут. Мы каждый день разбираем разные ситуации в компании. Мы научились с этим работать, это наша компетенция. Я считаю, что тем, кто не понимает этой специфики, будет очень сложно работать на рынке Дальнего Востока».
Инна Павленко, министр сельского хозяйства и торговли Сахалинской области: «России не привыкать жить в условиях санкций. Мы ответили самим себе на вопрос: можем ли мы сами себя прокормить? В Сахалинской области сегодня 429 фермерских хозяйств. Если сравнивать с 2014 годом, появилось более 100 новых предприятий. 7,7 млрд инвестиций направлено на развитие агропромышленного производства. Рост достаточно убедительный, система господдержки развита. У нас 43 направления поддержки, только 13 из федерального бюджета. Мы не только себя накормим, но и наших друзей».
Константин Локтев, директор по работе с ритейлом NielsenIQ Россия: «Дискуссии о том, будет онлайн или не будет онлайн, мне кажется, не должно быть. В любом регионе, в любой точке, в любом городе онлайн либо уже есть, либо будет. Но есть нюанс: потребности покупателя в каждой географии, конечно, отличаются. Где-нибудь в Москве или Питере нам не хочется идти в магазин, потому что тратим кучу времени на дорогу. Где-то в другом месте это не проблема – магазин прямо во дворе».
Максим Жоголев, заместитель министра транспорта Сахалинской области: «Мы реализовали глобальный проект – переустройство колеи на общесетевой формат, что позволило принимать на островах необходимую технику, которая уже давно курсирует на материке. … Каждый из участников рынка сегодня проходит некий квест по доставке продукции до Сахалина. Раньше это вопрос был очень непростой и сложный, сказывалось нежелание и некачественные действия со стороны тех либо иных участников. Однако сейчас задача выполняется: сегодня в ежесуточном измерении на Сахалин привозят более 1000 контейнеров».
Екатерина Шаповалова, вице-президент ФРиО по гастрономическому, винному и агротуризму, руководитель проекта «Гастрономическая карта России»: «Туризм не занимается производством, туризм занимается продвижением региона. Поэтому здесь должна быть хорошая межведомственная работа. Мы должны внедрять российскую региональную кухню во все отрасли через туризм».
Виктор Хохрин, коммерческий директор компании «Модус»: «Не все потребители и рестораторы готовы вводить в меню винных производителей России. При этом мы готовы брать на себя затраты на перепечатку меню, проводить дегустации и акции и предлагаем все это рестораторам. Сегодня для нас стоит острая проблема – как переключить на этот канал сбыта Сахалин. Есть проблема логистики, есть опасение многих, что на рынок выйдут федеральные сети. Но мы готовы разговаривать, помогать и развивать на острове культуру потребления именно вина от отечественного производителя».
Мария Бей, коммерческий директор сети супермаркетов «Первый Семейный»: «Сахалин очень зависимый от логистики регион. Наша компания одна из самых крупных на островах и более 20 лет работаем здесь. Поэтому на своем примере хотим показать картину, которая сейчас перед нами стоит. Общий рост затрат на логистику уже в этом году составляет 39%. А ведь все увеличения расходов на логистику отражаются на доступности товаров для сахалинцев. Необходимо срочно принимать какие-то решения, иначе ситуация будет плачевна».