30.09.2022

 

Малые и средние торговые форматы 

Ситуация с малыми и средними торговыми форматами в России всегда была специфичной: предприниматель часто сталкивается с проблемами не только в сфере финансов, но и в сфере привлечения клиентов. Каждый регион решает данную проблемы по-своему, но именно Сахалинская область в последние годы смогла показать положительные результаты в развитии малого и среднего бизнеса. Один из подобных примеров – социальные магазины, которые расположены во всех муниципалитетах и пользуются большой популярностью среди жителей. 

«Население сегодня доверяет нашей продукции. Большая часть товаров на рынке – это продукция местных производителей, которые сами все выращивают, добывают и перерабатывают. Малые и средние торговые площадки представлены сегодня ярмарками и рынками, социальными магазинами и НТО. Большей популярностью пользуются именно социальные магазины, где жители могут купить 40 наименований по сниженной цене, наценка в них всего 15%», –  прокомментировала заместитель министра сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Наталия Розанова на сессии, посвященной малым и средним торговым форматам. 

На сегодняшний день социальные магазины в Сахалинской области выгодны не только покупателям, но и предпринимателям. Чтобы получить подобный статус, у магазина в ассортименте должно быть 40 наименований. Кроме того, на полках не должно быть подакцизных товаров, то есть табака и алкоголя. Решение о выдаче магазину статуса «социальный» принимает специальная комиссия. В итоге, предприниматель получает господдержку в виде возмещения 70% затрат, а покупатель – товары по доступной цене. 

Помимо этого, Минсельхоз регулярно изучает различные практики, применяемые в других регионах России. По словам представителя ведомства, система, которую применили островные власти в части развития системы малого и среднего бизнеса, работает успешно. На Сахалине ее назвали системой эконом-формата: суть ее в том, что вся продукция, реализуемая в торговых объектах, выпускается с минимальной наценкой. Это касается не только социальных магазинов, ведь в области также развита ярмарочная торговля. Сегодня ярмарки есть в каждом муниципалитете Сахалинской области, что говорит о высоком спросе среди населения. Большая часть продукции местных производителей реализуется именно здесь. Помимо этого, в крупных городах работают благоустроенные рынки – их всего 7 – где также продают большей частью сахалинские продукты. Таким образом, успешная система взаимодействия властей и малого бизнеса приводит к тому, что жители не переплачивают, аграрии реализуют свою продукцию, а предприниматели работают с минимальными рисками для своего бизнеса. 

Особенности дальневосточной логистики

Логистика является, пожалуй, самой острой проблемой для ритейлеров на Сахалине. Многие из предпринимателей несут большие убытки из-за задержки грузов в портах, долгосрочной отгрузки и порчи продуктов в результате этих простоев. В 2021 многие предприниматели массово обращались к островным властям с просьбой помочь в решении сложившейся ситуации. И если в прошлом году бизнесу совместно с правительством удалось справиться с этим, то будущее пугает многих. 

«Сахалин очень зависимый от логистики регион. Наша компания одна из самых крупных на островах, мы более 20 лет работаем здесь. Поэтому на своем примере хотим показать картину, которая сейчас перед нами стоит. Общий рост затрат на логистику уже в этом году составляет 39%. А ведь все увеличения расходов на логистику отражаются на доступности товаров для сахалинцев. Необходимо срочно принимать какие-то решения, иначе ситуация будет плачевна», – сообщила коммерческий директор сети супермаркетов «Первый Семейный» Мария Бей

Тем временем правительство готово идти навстречу ритейлерам и разрабатывает соответствующие проекты. Островные власти настаивают на том, что бизнес должен идти навстречу и сообщать о своих проблемах, чтобы совместно находить пути решения. Кроме того, министерство транспорта уже вводит в эксплуатацию новые средства, которые помогут доставлять грузы на Сахалин намного быстрее.  

По словам министра инвестиционной политики Сахалинской области Василия Грудева, одним из важных событий, способных изменить к лучшему вопросы логистики в регионе, стало подписание соглашения с ООО «УК «Дело» на полях ВЭФ-2022 во Владивостоке. Согласно документу, новые партнеры займутся развитием транспортно-логистической сети в морских портах Сахалина — Корсакове и Холмске. Кроме того, компания примет участие в развитии грузоперевозок на паромной переправе Холмск — Ванино и каботажных перевозок.

Тем временем министерство транспорта Сахалинской области также разрабатывает различные механизмы для усовершенствования логистики между материком и островами. Одно из них затрагивает авиасообщение, где власти совместно с «Авророй» вводят новые маршруты, которые позволяют сократить время перевозок. Кроме того, во внутреннем сообщении также начинают работать новые рейсы, которые соединяют муниципалитеты с областным центром. Новый транспорт появляется и на морских путях: новый паром спустили на воду сообщением Ванино-Холмск, а на маршруте Петропавловск-Камчаткский – Северо-Курильск совсем скоро появится новый паром. На Сахалине также появится многофункциональный грузовой порт. 

Развитие затрагивает сегодня и железную дорогу. «Мы реализовали глобальный проект – переустройство колеи на общесетевой формат, что позволило принимать на островах необходимую технику, которая уже давно курсирует на материке. Также мы планируем ввести локомотивы на газомоторном топливе, которые минимизируют вредные выбросы в атмосферу, а также затраты на топливо. Ну и самый глобальный и амбициозный план – строительство моста, который соединит материк с островом. Мы уверены, что реализовать этот проект у области совсем скоро получится», – дополнил заместитель министра транспорта Сахалинской области Максим Жоголев

Когда бизнес – дело вкуса 

Буквально все представители туризма и гастрономии России сходятся в одном мнении –необходимо развивать гастрономию, представляющая региональную кухню. К сожалению, в настоящее время в стране из 180 тысяч заведений общественного питания только около 1% готовят местную кухню. 

«Проблема в том, что не все регионы проводят масштабные фестивали, чтобы познакомить с местной кухней не только туристов, но и жителей. А ведь это самый действенный способ привлечения и популяризации региона. Также есть проблема продовольственная. В нашей стране не развита система производства региональных продуктов, чтобы общепит приготовил блюда местной кухни. Туризм не занимается производством, туризм занимается продвижением региона. Поэтому здесь должна быть хорошая межведомственная работа. Мы должны внедрять российскую региональную кухню во все отрасли через туризм. Каждый повар должен вспомнить, где он родился, кто его семья, что ему давала на обед мама», – прокомментировала вице-президент ФРиО по гастрономическому, винному и агротуризму, руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова

Она также отметила, что, если ввести в поисковике запрос «Островная сахалинская кухня», пользователь не найдет рестораны, в которой готовят именно сахалинские блюда. Скорее всего, он увидит на экране рестораны в форме острова. По мнению эксперта, это серьезная проблема не только островного региона, но и всей России. Решение только одно – желание гастрономии предлагать людям именно свои традиционные блюда, а не слепое подражание другим странам. 

Как отмечают эксперты, единственным доказательством определенного кулинарного направления является добровольный выбор предприятий питания, которые ставят своей специализацией именно региональную кухню. Эксперты подчеркивают, что проведение массового фестиваля – это единственный инструмент внедрения любого регионального направления. В таком формате рестораны в буквальном смысле выйдут на улицу и дадут возможность людям попробовать местную кухню. Это важно еще и потому, что не все жители могут себе позволить посещать рестораны и покупать фестивальные позиции по стоимости, которую предлагает общепит. Представители HORECA уверены: других вариантов распространить и внедрить в сознание людей, что такое настоящая местная кухня, нет. 

Тем временем в Сахалинской области уже не первый год проводят именно ресторанные фестивали, где местные шеф-повара разрабатывают сахалинское меню. Один из них – гастрономический марафон «Пельмень и его друзья», где гостям предлагали пельмени, равиоли, гедза и другие блюда от шеф-поваров по фиксированной цене. Кроме того, в августе текущего года в Южно-Сахалинске прошел гастромарафон «Дары морей». Фестивальный сет включал в себя три блюда по единой цене — 750 рублей. В каждый комплекс входили три обязательных ингредиента — кальмар, лосось и камбала. Шеф-повара комбинировали и дополняли их на свое усмотрение.

Винная карта 

Ритейл и туризм направили свое внимание на российских производителей вина. Это связано не только с импортозамещением, но и популяризацией местных виноделов в стране и за ее пределами. Несмотря на такие амбициозные планы, конечный потребитель до сих пор относится к отечественному вину скептически. Именно поэтому на прилавках магазинов и в меню ресторанов преобладает иностранный производитель. 

«Не все потребители и рестораторы готовы вводить в меню винных производителей России. При этом мы готовы брать на себя затраты на перепечатки меню, проводить дегустации и акции и предлагаем все это рестораторам. Сегодня для нас стоит острая проблема – как переключить на этот канал сбыта Сахалин. Есть проблема логистики, есть опасение многих в том, что на рынок выйдут федеральные сети. Но мы готовы разговаривать, помогать и развивать на острове культуру потребления именно вина от отечественного производителя», – подчеркнул коммерческий директор компании «Модус» Виктор Хохрин

Тем временем на сахалинском рынке 765 организаций имеют лицензию на продажу алкогольной продукции, есть 1 100 предпринимателей, продающих пиво и другую алкогольную продукцию, а также 11 поставщиков. Согласно исследованиям прошлого года, 47% островитян предпочитают водку, а 35% – различные вина. Кроме того, область является лидером среди регионов по легальным продажам алкоголя.