23.09.2022

 

По данным издания «Аргументы и Факты», многие зарубежные компании, работавшие в России, объявили об уходе с нашего рынка после начала спецоперации на Украине. Но далеко не все они действительно покинули нас. Значительная часть иностранцев продолжила деятельность в нашей стране, а некоторые из ушедших стали возвращаться на российский рынок. Другие же и вовсе никуда так и не ушли. 

Массовый исход иностранных компаний из России в начале года пугал пустыми магазинными полками и апокалиптическими прогнозами на наше ближайшее будущее. Но конца света не случилось. Не прерывали работы продуктовые гипермаркеты французских групп Auchan и Leroy Merlin, немецкой Metro. После двухмесячного простоя и смены собственников возобновили работу гипермаркеты OBI. Польская компания LPP, владевшая у нас магазинами одежды, обуви и аксессуаров Reserved, Sinsay, Cropp, Mohito и House, закрыла все свои торговые точки, но весной продала свой российский бизнес китайцам, и вскоре магазины с тем же ассортиментом, но уже под новыми вывесками вновь распахнули двери для покупателей. В новых названиях сквозит специфика азиатских владельцев: бренд Reserved переименовали в RE, House превратился в XC, Cropp — в CR, Mohito — в M и Sinsay — в «Син».

Французская парфюмерная сеть L'Occitane также объявила о своем уходе и закрыла все свои магазины, но лишь для того, чтобы спустя три месяца возобновить работу под брендом Л'Окситан.

Еще больше иностранцев рассматривают возможность вернуться на наш рынок, но предпочитают не афишировать свои намерения. Вице-премьер Денис Мантуров сообщил журналистам: «Мы предпочитаем преждевременно не раскрывать не только детали, но даже сам факт тех или иных переговоров, чтобы лишний раз не спровоцировать внешнее давление на иностранный бизнес. Могу сказать одно — компании, приостановившие или прекратившие работу на российском рынке, как правило, заинтересованы в продолжении деятельности или в обеспечении условий для возвращения в будущем».

Участники рынка подтверждают слова чиновника: «Процесс возвращения иностранных брендов на российский рынок нельзя назвать массовым, но такие случаи действительно есть, — говорит председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов. — Некоторые игроки уже вернулись, та же французская сеть L'Occitane сменила российского оператора и начала работать под брендом Л'Окситан. Некоторые всерьез рассматривают возможность возвращения. Например, сейчас шведский H&M планирует возобновить поставки в Россию через Казахстан, также испанская Inditex (магазины Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho) предметно изучает варианты возвращения. Некоторые американские производители, тот же Gap, продолжают свое присутствие на нашем рынке, просто переподчинив российские офисы напрямую головным компаниям в США (ранее они “замыкались” на европейские структуры этих производителей). Россия является крупным рынком, и никто не хочет терять своей доли присутствия на нем. Бизнес есть бизнес».